ПН-ПТ: 10-19 СБ: 10-15. ВС: вых. Online: 24/7

В корзине пусто!

Эволюция наручных часов

У наручных часов есть своя история развития, пусть не такая долгая, как у настенных и карманных, но своя и очень интересная.

В 19-ом веке часы были модным мужским аксессуаром. Для джентльмена из приличного общества признаком хорошего вкуса и признаком достатка были карманные часы. Часы передавались из поколения в поколение, так как были недешевым удовольствием. Карманные часы, как предмет роскоши, оформлялись изысканно, порой с претензией: могли быть изготовлены в виде животных или каких-то геометрических фигур, а циферблат покрывали эмалью, со временем стали защищать его стеклом, хотя оно было не прочное и хрупкое.

half hunter watchСегодня, если зайти в зал заседаний совета директоров компании, то у каждого из присутствующих можно заметить на руке часы. И это будут обязательно часы самых известных марок. А лет сто назад ни один уважающий себя джентльмен не надел бы часы на руку! Только карманные и предпочтительно золотой «полухантер» (hunter) и непременно на золотой цепочке. (Крышка, прикрывающая стекло называлась хантер, а если в крышке было специальное отверстие для того, чтобы можно было, не открывая крышку, увидеть который час, то часы назвали полухантер (half-hunter).

Наручные часы носили только женщины. В большей степени это был дорогой аксессуар, чем серьезные часы.     И       потому для мужчин часы на запястье выглядели в глазах общественности неприлично. Кто носил – считался « маменькиным сынком».

Интересно отметить, что сама история создания наручных часов полна тайн и загадок. В различных исторических источниках упоминаются, как первое изготовление наручных часов, разные особы и события, в честь которых якобы и были изготовлены впервые часы в виде браслета (wristlet). Этот спор до сих пор не утихает между двумя знаменитыми швейцарскими фирмами: Patek Philippe и Дом Бреге. Потомок знаменитого часовщика Авраама Луи Бреге (Breguet), основателя известной компании Breguet, историк Эммануил Бреге обнаружил в архивах компании документы, в которых говорится, что в 1810 году на заказ были изготовлены часы с боем на браслете (!) для сестры Наполеона. Это были часы продолговатой формы, оснащенные термометром (!), серебряным циферблатом с арабскими цифрами на нем. Революционное в них было то, что они были совершенно плоскими на браслете, сплетенном из золотых нитей. Делали часы два (!) года. Об этом есть записи в архиве: изготовление часов закончили 21 декабря 1812 года. А в 1849 (через 37 лет!!!) и в 1855 годах часы ремонтировали, о чем тоже есть соответствующие архивные записи. Ну, а дальше, к сожалению, след уникальных часов был утерян.

Фирма Patek Philippe, в свою очередь, утверждает, что первенство в изготовлении наручных женских часов принадлежит именно им: в 1868 году часы были изготовлены для венгерской графини Коцевич.

Не будем спорить, о том, кто же первый изготовил наручные часы. Главное, что появилась технология изготовления часов небольшой формы, удобной для ношения на запястье и это был прорыв в часовом деле. Долгое время, не смотря на очевидную практичность, использование наручных часов мужчинами воспринималось критически. Мало кто верил, что часы на мужской руке способны выдержать обычный ритм жизни человека, не говоря уже о таких мужских занятиях, как охота, спорт, боевые действия.

Траншейные часы

Но всё стало меняться к концу XIX века, когда обнаружилось, что именно в бою, когда руки заняты штурвалом или артиллерийским орудием, требуется четкость во взаимодействии войск и нет возможности во время боя доставать часы из кармана, а потом снова их туда помещать. Поэтому карманные часы стали крепить на запястье (так называемые «запястники» и «траншейные» или «окопные» часы специально для военных). «Траншейные» отличались от карманных тем, что уже имели ушки для ремешка, т.е. «траншейные» часы стали как бы промежуточным звеном между карманными в XIX веке и наручными в XX веке.

Траншейные (окопные) часы.

Сейчас трудно сказать, какие именно военные придумали примитивные кожаные футляры и ремни, куда можно было вставлять свои карманные часы, тем самым освобождая руки для ведения боя. Но, скорее всего, это были англичане. Ричард Эдвардс (Richard Edwards), коллекционер часов, проанализировал тысячи английских архивных фотографий второй половины XIX века (Англия в XIX веке вела постоянные боевые действия в странах Азии и Африки) и сделал вывод, что часы на руках английских военных стали появляться уже в 1855 году. Опыт ношения часов на запястье вскоре переняли военные других стран.

mappin and webb campaign watch

Так, тяжелые металлические часы с крышкой, носимые на руке, стали военным атрибутом и в 1880 году была заказана швейцарской фирме Girard-Perregaux первая промышленная партия таких часов для офицеров германского флота (2000 штук).

Часы в чехле для ношения на руке. Реклама 1901 года.

Новую жизнь наручным часам «подарила» Первая мировая война. Значительно вырос спрос на удобные в боевых условиях часы. Производители постепенно улучшают конструкцию наручных часов, всё делая их более надежными и прочными. Появляются часы с пыле- и влагозащищенным корпусом и со светящимся в темноте циферблатом и стрелками, а также гибкие металлические браслеты на наручные часы. Меняется и форма часов: в 1904 году знаменитый французкий часовщик Луи Картье (Louis Cartier) создает необычные для того времени прямоугольные часы, встроенные в браслет. Часы были спроектированы и созданы для друга – бразильського авиатора Альберто Сантос-Дюмона, который просил сделать такие часы, чтобы ими удобно было пользоваться во время полетов, не снимая рук со штурвала.Старые часы

После окончания войны, в 20-е годы расширяется ассортимент часовых моделей, появляются новые формы, материалы и украшения наручных часов: хрупкое стекло циферблата меняется на пластик, сам тонкий эмалевый циферблат заменен на металлический. Вот так к середине 30-х годов XX-го столетия наручные часы окончательно победили карманные. Спрос на мужские наручные часы стал расти и к 40-ым годам удалось наладить производство легких, тонких и точных часов. А после окончания Второй мировой войны потребителю стало недостаточно простого отсчета времени – нужен был и изысканный дизайн, и разные отличительные фирменные знаки и поэтому производителям пришлось буквально соревноваться за рынок сбыта, совершенствуя не только функциональную сторону, сколько беспокоясь о совершенстве дизайна моделей современных наручных часов.